Влияние электрических технологий на стратегии пилотов в последних гонках Формулы-Е

Формула-Е, как главный мировой чемпионат на электромобилях, стала не только площадкой для испытания новых технологий, но и ареной, где инновации радикально меняют стратегию ведения гонок. Если в традиционной Формуле-1 основное внимание уделяется механическим характеристикам и топливу, то Формула-Е требует от пилотов и инженеров совершенно иного подхода. Автомобили на электротяге накладывают жесткие ограничения на расход энергии, что делает стратегию энергосбережения ключевым фактором успеха. В данной статье подробно рассмотрим, как новейшие электрические технологии влияют на гоночные тактики и что меняется в подходах современных пилотов на последних этапах чемпионата.

Развитие аккумуляторных систем и их воздействие на темп гонки

Современные аккумуляторы, используемые во всех болидах Формулы-Е, за последние два сезона прошли через значительное обновление. Новейшее поколение батарей отличается не только увеличенной емкостью, но и улучшенным управлением тепловыми режимами. Это позволило командам и гонщикам реже ограничивать темп из-за перегрева, а значит, атаковать более агрессивно при определенных условиях гонки.

В сезоне 2024-2025 года средняя мощность, доступная для использования пилотами, выросла до 350 кВт по сравнению с 250 кВт пятью годами ранее. Благодаря этому средние скорости на кругах увеличились примерно на 6%, а количество гонщиков, закончивших дистанцию с минимальным запасом энергии, снизилось на 22%. Однако, при этом стало необходимым еще более тонко управлять своим «энергетическим бюджетом», потому что интенсивность борьбы между гонщиками возросла.

Таблица: Сравнение характеристик аккумуляторов за последние три сезона

Сезон Макс. мощность, кВт Средняя емкость, кВт·ч Средний рост температуры, °C/30 мин
2022-2023 250 52 18
2023-2024 300 53.5 14
2024-2025 350 54 11

Системы рекуперации энергии и вариативность стиля пилотирования

Одна из важнейших особенностей электрических технологий в Формуле-Е — это развитая система рекуперации. Во время торможения болид преобразует кинетическую энергию в электрическую, позволяя подзаряжать аккумуляторы непосредственно в ходе гонки. В последнее время производители внедряют расширенные алгоритмы рекуперации, что позволяет на 10-12% увеличивать эффективность этого процесса по сравнению с показателями 2022 года.

Это привело к изменениям тактики: пилоты больше не ограничиваются стандартными точками торможения, а активно изменяют свои траектории и стиль пилотирования в зависимости от оставшегося «кредита» энергии и фазы гонки. Как показывают данные telemetry, уже на середине сезона 2024-2025 года лидеры заездов производили до 35% всего заряда во время интенсивных сражений на трассе — по сравнению с 24% в начале поколений GEN2 болидов.

Управление температурным режимом и защита от деградации батареи

Большая часть стратегических решений теперь вращается вокруг грамотного контроля температуры батарей и сопутствующих компонентов. Перегрев — одна из главных угроз для сохранения мощности и длительности работы аккумуляторов в ходе гонки, ведь снижение эффективности может привести к вынужденному сокращению мощности на круге и потере позиций.

В 2024-2025 году несколько гонщиков потеряли лидерство именно из-за перегрева аккумуляторов в последние 10 минут гонки. Например, в Монако и Джакарте на последних кругах разница мощности между машинами достигала 18 кВт только из-за перегрева батарей. Поэтому стратегия некоторых команд строится на раннем сохранении теплового ресурса с последующим «выстрелом» на последних кругах — такой подход принес победу А. Мортаре в Берлине и подиум для Л. Ди Грасси в Саудовской Аравии.

Программируемые режимы двигателя и гибкость в тактике

Бортовые вычислительные системы и программирование режимов работы двигателя открывают новые возможности для пилотов по управлению энергопотреблением. Теперь в арсенале у каждого гонщика есть не только стандартные настройки «атакующего» и «нейтрального» режимов, но и целый ряд гибких пресетов, адаптированных под ситуацию на трассе: погода, состояние шин, количество кругов до финиша.

Появились так называемые «микро-режимы», которые активируются в индивидуальных секторах круга — на выходе из поворота, на прямых и даже при атаке соперника. В последних пяти Гран-при статистика показывает, что пилоты лидирующих команд меняют параметры двигателя до 120 раз за гонку (в среднем один раз каждые 30 секунд), что позволяет им удерживать оптимальные показатели скорости и энергопотребления в динамично меняющихся условиях.

Влияние режима гонки «Attack Mode» и коллективная стратегия

Технология Attack Mode, предоставляющая гонщику временный прирост мощности, также претерпела эволюцию благодаря совершенствованию программных алгоритмов. В последнее время команды корректируют свои «окна активации» атаки, исходя не только из ситуации на трассе, но и, опираясь на данные о состоянии батареи и прогноз потребления энергии до конца дистанции.

Еще один стратегически важный фактор — коллективная координация между пилотами одной команды: при помощи удаленного анализа сценариев, штаб дает указания о том, кто и когда должен активировать Attack Mode для максимизации командного результата. Этот подход наглядно проявился на гонке в Нью-Йорке, где коллектив Mercedes для каждого из своих гонщиков спланировал индивидуальные интервалы включения режима, что позволило команде заработать в сумме на 23% больше очков, чем при индивидуальной тактике прошлого года.

Примеры изменения стратегий из последних гонок

В Берлине и Риме 2025 года особенно показательно проявились тактические новации, связанные с использованием электротехнологий. Так, команда Jaguar приложила усилия к сохранению энергии в первой половине гонки с помощью глубокого рекуператива на каждом торможении и выхода из поворотов. Это позволило Митчу Эвансу провести финальные круги в максимальном боевом режиме, опередив на последних метрах двух соперников, у которых оставалось на 4-5% меньше емкости батареи.

Другой характерный пример — заезд в Монако, где Лукас Ди Грасси, благодаря оптимальному переходу по режимам двигателя и грамотному использованию Attack Mode при успешном контроле температуры батареи, догнал и обогнал главного конкурента на предпоследнем круге, совершивящую точную атаку именно в тот момент, когда у соперника началось падение выходной мощности из-за перегрева.

Заключение

Электрические технологии, внедряемые в болиды Формулы-Е, уже кардинально изменили стратегический рисунок гонок. Развитие аккумуляторов, расширение возможностей рекуперации и мониторинга теплового состояния, а также совершенствование программных решений предоставляют пилотам и командам совершенно новые инструменты для управления гонкой. Теперь успех определяется не только скоростью, но и способностью использовать каждый киловатт энергии максимально эффективно. Анализ последних гонок ясно показывает, что именно грамотная работа с энерготехнологиями обеспечивает командам и пилотам те самые решающие секунды, которые отделяют победу от поражения. Ожидается, что в ближайших сезонах влияние новых решений лишь усилится, превращая Формулу-Е в настоящую лабораторию стратегических инноваций на электротяге.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий